ПРОТОКОЛ ДВИЖЕНИЯ
Вы продолжаете двигаться разбегающимися тропами вдоль русла Колвы на северо-восток. Каковы «ожидаемые ориентиры» и сколько максимально времени отведено на движение вдоль Колвы до изменения ситуации— эти вопросы вы на ходу или на привале уже обсудили с проводниками и теперь еще раз напоминаете: остается столько-то минут, долина реки должна повернуть к северу, должна появиться на противоположном берегу деревня Ременцево, а на нашем — большой лес, вплотную подходящий к реке.
Ожидаемые контрольные ориентиры — важный инструмент для определения точки стоянки на карте. Еще более надежным вашим помощником (особенно в сложных условиях ориентирования без карты) будет протокол движения. Этот документ приучает ребят фиксировать свои наблюдения, надолго сохраняет собранную информацию, служит источником для анализа пройденного пути и определения местонахождения группы в каждый момент движения. Хронометраж его служит ценным подспорьем для технического описания маршрута, которое как основной материал входит в отчет о путешествии.
Желательно, чтобы протокол движения вел проводник, а сбор и запись информации для технического описания маршрута делал дублер.
За густыми рядами береговой растительности вам снизу не виден правый берег реки, но вы слышите в отдалении урчание автомашины, лай собаки. Направление на источник звуков юго-восточное. Проводники догадываются — это Ременцево. А слева по ходу из-за бугров берега появляются макушки елей.
И вдруг неожиданность — тропа огибает очередную группу деревьев, и перед вами отличная дорога и мост через Колву. Откуда они? Ведь их тут не было. Здесь надо остановиться и разобраться: измерить направление этой новой, хорошо укатанной грунтовой дороги (очевидно, проселок), разведать, куда она ведет, нанести дорогу и мост на свою карту.
Теперь мы уже с достаточной вероятностью знаем точку своего стояния у моста. Очевидно, за 25 лет деревня Ременцево сильно разрослась. Транспортная связь с деревней Григорево идет правым берегом (вот почему заросла полевая дорога, которая изображена на нашей карте). А от Ременцево на СЗ проложена новая дорога к шоссе, что севернее деревни Коломино.
СИТУАЦИЯ, ПОДОБНАЯ ОЖИДАЕМОЙ
Итак, новая дорога нас не выручает — у нее направление, перпендикулярное к нашему. Поэтому немного поднимаемся по ней на верх долины и сразу полем уходим вправо на север к лесу. В лесу лучше «ошибаться» вправо — там река, а не влево, где до самой опушки нет «тормозящего» ориентира.
Набредаем в лесу на старую дорогу. Вот она начинает спускаться вниз. Вот и речка и впадающий в нее ручеек. Это нам кажется подозрительным, что-то запоминает. Действительно, вот Колва, а вот в нее впадает левый приток — ручеек Холодный. И тут проводник делает поспешный вывод — мы пришли в нужную точку.
Как известно, детям свойственна самоуверенность, которая часто парализует перспективу разумного поведения, сообразующегося с реальными обстоятельствами. Не умея критически относиться к собственным рассуждениям и выводам, они хватаются за первую подвернувшуюся мысль и упорствуют во мнении, пока не упрутся в логический тупик.
Попросите ребят измерить направление долины ручейка. Оно оказывается западным, а у Холодного было 340—350°. Обратите внимание и на то, что этот ручеек мал. Надо добиться, чтобы туристы сами теперь нашлиточку стояния. Можно еще попытаться найти следы старого тележного брода через Колву — именно здесь они допустили ошибку, приняв окружающую ситуацию за искомую.
Подобные ошибки нередки: в системе многочисленных просек или озер, овражков или лесных полянок трудно отличить один ориентир от другого. Надо непрерывно следить по карте за своим передвижением, анализировать ситуацию, постоянно искать доказательства своим предположениям (искать ожидаемые ориентиры). Хороший помощник в этом протокол движения. Бездоказательные выводы и решения — бич многих юных туристов.
ИДЕМ ПО КАРТОСХЕМЕ
Теперь рассмотрим случай, когда у туристской группы нет хорошей карты, а есть лишь маршрутная схема масштаба 1:300000.
Район похода лесист, густонаселен, и туристы понимают, что их схема сильно генерализована—разгружена от многочисленных подробностей, деталей местности, которые, конечно, будут попадаться в пути и... мешать ориентированию.
Намечен маршрут: ст. Крючково — д. Крючки —правый приток р. Лады (ночевка)—д. Фокино — д. Ка- минское.
Общее направление маршрута — ЮЗ.
Проводники проложили нитку маршрута так: от Крючков по азимуту 220° около 4 км до Лады; затем вниз левым берегом в поисках переправы; после переправы— вниз правым берегом реки до характерного крутого изгиба ее русла (контрольный опорный ориентир); от изгиба реки по азимуту 205° к следующему опорному ориентиру — большой поляне; далее по опушке леса до дороги Степино — Ломово и по ней до притока Лады; пройдя с километр вверх по притоку, встаем на ночлег.
Двигаясь по азимуту, не следует обращать внимание на «лишние» ориентиры, которых все равно нет на карте: отдельные строения, полевые и лесные дороги, полянки, просеки, вырубки, тропинки. Но отметить самые крупные из них в протоколе надо. Еще лучше, если топографы будут обозначать их на своей схеме — это послужит хорошим материалом для других туристов и для анализа собственного движения.
ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ
Углы (азимуты) мы достаточно точно измеряем (обязательно по двум компасам). Но как быть с расстоянием? Неужели всю дорогу считать шаги?! Нет, в данной ситуации (ход к реке почти по перпендикуляру) шаги считать не надо. Для нас расстояние на этом отрезке играет вообще второстепенную роль: у нас есть линейный «тормозящий» ориентир — река Лада, в которую мы в конце концов «упремся». Но для подстраховки от ситуационной ошибки мы должны расстояния хоть приблизительно оценивать.
Какие тут возможны ошибки? Во-первых, из-за небрежности копировальщика схемы русло реки на ней может быть изображено с некоторым смещением в ту или другую сторону. Выйдя на него и не разобравшись в ситуации, мы можем уйти далеко в сторону и попасть в «ловушку». Такие ситуационные ошибки особенно часты при движении вверх по руслу таежной реки.
Стало быть, чтобыориентироваться в пространстве, проходимые расстояния мы должны хотя бы с небольшой точностью измерять. Это можно делать по протоколу движения — чистому времени, затраченному на движение (чем оно «чище», тем точнее результат), для чего надо знать скорость своего движения. Определяется она так: двое туристов, знающих величину пары своих шагов (не обязательно проводник и дублер), в течение минуты (строго по секундомеру) считают количество пар шагов и затем вычисляют пройденное за минуту расстояние в метрах. За окончательное значение скорости принимается среднее арифметическое (если оба результата не очень сильно расходятся между собой). Результат записывается в протокол движения в строке того перехода, во время которого делалось контрольное измерение. Умножив чистое время, суммированное по протоколу движения, на результат контрольного измерения своей скорости, получим пройденный путь.
ТАКТИКА АЗИМУТАЛЬНОГО ХОДА
К этому способу туристы прибегают, когда нет обзора топографической ситуации (потеря видимости) или нет карт, подробно изображающих топографическую ситуацию местности.
Нужно различать чистое движение по азимуту (строго по азимуту без карты) и движение, по ситуации (по дорогам, тропам, просекам, опушкам, долинам речек), когда группа дополнительно руководствуется общим примерным направлением движения—так называемым «руководящим азимутом». Движение строго по азимуту назовем условно «жестким» азимутом в противоположность «мягкому», где оно не столь «строго».
В нашем примере движения от деревни Крючки к реке Ладе мы имеем типичный случай с «мягким» азимутом, так как задача состоит лишь в том, чтобы вообще выйти к реке, к ее характерному изгибу, и нам не важно, выйдем мы левее или правее его. Если же нам надо выйти по азимуту к мосту на реке, зная заранее, что это единственная возможность переправы через нее, мы будем иметь дело с «жестким» азимутом, и тогда нам нежелательны отклонения ни в ту, ни в другую сторону.
Какова вообще точность движения по азимуту? Рас-, четы показывают, что теоретически отклонение на 3° от заданного азимута дает смещение точки выхода на 5% длины пройденного по азимуту пути. То есть при длине азимутального хода 1 км ошибка выхода (смещение в сторону на 3°) будет равна 50 м, а при длима хода 5 км—250 м. Но это по теории, на практике отклонения бывают значительно большими.
Дело в том, что в пути мы очень часто не можем двигаться по визирному лучу — нам мешают препятствия: стволы деревьев, густые ельники, кустарники (через которые просто нет желания продираться, когда видишь совсем рядом в стороне свободный проход), заболоченные участки, водные преграды, крутые спуски и подъемы. Поэтому главный тактический прием движения по азимуту состоит в том, чтобы чередовать отклонения от луча: если где-то отклонились немного влево, на следующем препятствии компенсируем его обходом препятствия справа. И после каждого обхода обязательно корректируем дальнейшее направление движения по компасу.
Обходы и последующая коррекция направлений довольно сильно снижают скорость движения. Это «торможение», кстати, надо учитывать в графике, в расчете дневных переходов.
В нашем примере азимутального хода к реке Ладе мы наметили выйти на ее изгиб, где русло меняет направление с восточного на юго-восточное. Здесь нам крайне нежелательно отклонение вправо, тогда как отклонение влево нас не тревожит.
Если мы отклонимся вправо, то будем долго идти параллельно руслу Лады против ее течения, тогда как нам надо, выйдя на реку, быстрее переправиться и идти вниз по течению. При этом мы очень удлиним путь и проиграем во времени. Поэтому в данном случае мы должны применить тактику предпочтительного обхода препятствий слева, т. е. сознательно поставить проводнику задачу «ошибаться» только влево.
Особо сложный случай движения по «жесткому» азимуту — когда нужно выйти на точечный «плавающий» ориентир — небольшой обособленный объект, расположенный не па линейном «тормозящем» контуре (река, дорога, овраг), а просто в лесу (полянка с род ником, старая партизанская землянка, окопы, карстовая воронка, маленькая вырубка с зарослями малинника). Пусть этот объект с той или иной точностью и обозначен на карте, но к нему не подведет ни дорога, ни ручей, ни просека — надо идти точно по магнитному азимуту. Здесь придется строго учитывать и углы отклонений и расстояния.
Возможны легкий и тяжелый случаи поиска точечного объекта по «жесткому» азимуту. Если неподалеку от него есть крупный «тормозящий» ориентир-маяк (большая поляна, пересечение просек, вершина оврага, тригонометрический пункт), лучше идти по азимуту сначала на этот опорный ориентир-маяк, а уже от него выходить на поиск искомого объекта — на коротком расстоянии это можно сделать успешнее. Если же опорного ориентира вблизи точечного объекта нет, надо прокладывать азимут прямо на искомую точку и в дополнение применять веерную или фронтальную разведку.
РАЗВЕДКА НА МАРШРУТЕ
Для успешного ориентирования на туристских маршрутах часто бывает необходим такой тактический прием, как разведка. Прием этот очень увлекает ребят романтикой самостоятельного поиска, доверием и хотя сопряжен с известным риском, не использовать его нельзя. На первых порах с юными туристами в разведку должны ходить взрослые •— руководитель или его заместитель.
Разведка на маршруте имеет несколько видов. Об одном из них — авангардной разведке — уже рассказывалось. Другой — так называемая ближняя разведка («челнок»), когда группа остается на месте, а разведчики без рюкзаков уходят на небольшое расстояние и затем возвращаются в исходную точку — на привал.
Перед разведкой могут стоять разные задачи, например поиск переправы через реку, прохода через болото, спуска с крутого склона. Возьмем случай поиска переправы, когда туристы выходят к речке по перпендикуляру и должны продолжать идти в том же направлении (поперечном по отношению к реке). Если есть хорошая карта, она подскажет, где искать переправу. Когда хорошей карты нет, надо остановить группу на привал и выслать две пары (или тройки) в ближнюю разведку — одновременно вверх и вниз по реке. Именно одновременно, чтобы не терять времени на неудачную попытку поиска в одном направлении.
Здесь перед разведчиками стоит сложная задача: решить вопросы не только ориентирования, но и технического плана — найти и оценить возможности переправы. Если они нашли брод, они должны четко доложить, каковы в этом месте ширина, глубина, скорость течения, характер дна, спуск к реке и выход из брода на противоположном берегу. Если они нашли вариант переправы по бревну, то указать длину бревна, его высоту над поверхностью воды, толстое оно или тонкое, имеет ли сучья, прочно лежит или качается, скользкое или нет, какова возможность подняться на него и спуститься. Главное, чтобы разведчики сумели дать объективную картину.
Описанный случай разведки переправы через речку (прохода через болото, спуска со склона), как правило, требует проверки руководителем: туристы могут найти несколько вариантов переправы, но они еще не умеют точно оценить их надежность и безопасность, а на проверку нужно время.
Непременным условием такой парной ближней разведки остается контрольное время, в которое разведчики должны уложиться.
Еще один вид — так называемая разведка на ходу. Здесь примером служит случай, который возникнет, когда мы от мостика через приток Лады будем идти примерно километр вверх по реке (как было запланировано) и искать место для ночлега. При этом нет необходимости кого-то куда-то посылать, функции разведчиков выполняют сами проводники: выйдя к Ладе группа сразу поворачивает влево (если в точке выхода переправа невозможна) и, двигаясь вдоль реки, на ходу визуально оценивает возможности переправы на противоположный берег.
Однако и для такой разведки нужен свой контрольный срок: ведь мы по плану должны идти вниз по Ладе тем или иным берегом до определенного места — характерного изгиба реки, от которого нам предстоит двигаться по азимуту, удаляясь от нее. А в случае, когда цель разведки на ходу —выбор места ночлега, мы тоже ограничены во времени, и наступает момент, когда дальше двигаться уже нельзя — срок вышел. Это надо учитывать и напоминать проводникам, сколько минут у них осталось для решения задачи на ходу.
ЛАВИРОВКА. КОМБИНАЦИИ
Не всегда условия позволяют нам идти к цели прямо по вычисленному азимуту. Нередко на пути неожиданно встают непреодолимые или труднопреодолимые препятствия, которые легче обойти, чем «брать штурмом».
Конечно, если карта заранее подсказывает нам, где и какого размера непроходимые препятствия нас ожидают, мы и азимутальный ход заранее проложим так, чтобы обойти препятствие. Но речь идет о том обычном случае, когда у нас нет хорошей карты, когда препятствие встает перед нами неожиданно и мы даже не знаем его простирания ни в ту, ни в другую сторону. Здесь-то и приходится лавировать, применять разные тактические приемы.
Двигаясь по азимуту без дорог и троп, группа неожиданно выходит к большому болоту (озеру). Объявляется привал: дело серьезное, нужно разобраться. Две группы разведчиков уходят в ближнюю разведку вдоль края болота, чтобы собрать общие сведения о его простирании, характере, топографической ситуации в окрестностях в пределах километра (каждой разведгруппе дано по 35 минут туда и обратно, что позволит собрать информацию по фронту протяженностью 2 км).
Наряду с перечисленными сведениями разведчики должны проследить общее направление своего движения, т. е. направление берега болота. Эти данные могут подсказать, с какой стороны лучше обходить его. Если не будет найден вариант перехода через болото и выяснится, что его края образуют некоторый угол к главному направлению движения группы, обходить препятствие лучше в ту сторону, которая ближе к нашему главному направлению, а не дальше от него (рис. 10).
Возможен и такой вариант: из протокола движения мы помним, что некоторое время назад пересекли в лесу слабую дорожку. Мысли свернуть на нее не возникло потому, что, во-первых, мы ничего не знали еще о болоте, а во-вторых, дорожка была почти перпендикулярна к движению группы и, следовательно, никак нас не устраивала. Но теперь, вернувшись, разведчики показывают, что мы в «ловушке» — болото окружает нас с трех сторон. Эти обстоятельства наводят на решение — вернуться на ту слабую дорожку; она, очевидно, ведет вдоль края болота, и с нее можно искать проход через него.
Но вернемся к варианту обхода препятствия с места привала. Болото, по данным разведки, имеет сложную конфигурацию, и буквального прохода через иего (тропа, гать) не обнаружено. Чтобы отклонение от нашего генерального азимута, которое мы получим в результате обхода болота, можно было потом легко компенсировать, лучше всего применить технический прием графического наложения маршрута лавировки на карту (на чистый лист бумаги)—прием, который позволит потом легко определить компенсационное направление и расстояние.
Делается это следующим образом. Два топографа готовят планшет для рисования маршрута лавировки — чистый лист на твердом основании расчерчивают несколькими параллельными ориентирующими линиями, обозначают северное направление; они берут "также блокнот для записи данных, секундомер, транспортир, линейку и карандаши. Топографы встают в цепочке сразу за проводниками, чтобы лучше слышать данные изменений курса.
Как только проводник начнет движение, топографы включают секундомер и записывают в блокноте азимут, объявленный проводником. Когда проводник убеждается, что дальнейшее движение по первоначальному азимуту невозможно (или нет смысла, ибо отдаляет группу от края препятствия), он на несколько секунд останавливается, объявляя, что меняет направление, затем визирует в том направлении, куда думает повернуть, и громко объявляет: Иду по азимуту ... градусов».
В момент, когда проводник остановился, топографы останавливают секундомер и в блокноте против первоначального азимута записывают количество минут и секунд, пройденных по этому азимуту до остановки. Когда же проводник объявляет новый курс, в новой строке топографы записывают новый азимут и одновременно сбрасывают и включают секундомер.
Проводники лавируют таким образом, чтобы обходить сырые места, огибать выступы болота, но не очень удаляются от него и стремятся при этом делать не слишком много перемен курса.
Двигаясь цепочкой в некотором удалении от края болота, трудно определить, где возможен переход через него в узком месте или где оно вообще закончилось. Разве произойдет тот редкий случай, когда мы вдруг выйдем на дорогу или хорошую тропу, проложенную через болото в его безопасном месте. Однако рассчитывать на такой случай нельзя. Поэтому необходимо комбинировать лавировку по азимутам в обход препятствия с фланговой (боковой) разведкой.
Двое-трое сильных ребят идут по самому краю болота немного впереди группы, параллельно ей, и визуально выбирают места возможных безопасных проходов через него или фиксируют момент, когда болото кончается. С ними устанавливается звуковая и визуальная связь. Как только фланговая авангардная разведка подает сигнал, группа останавливается на привал: руководитель вместе с разведчиками уходит проверить, действительно ли в этом месте возможен переход через болото. А тем временем топографы начинают свою главную работу—наложение на планшет пройденного азимутального маршрута лавировки.
По своей таблице записей лавировки они с помощью транспортира и линейки остро отточенным карандашом строят на планшете азимутальные ходы, приняв, например, такой временной масштаб схемы: в 1 мм — 10 секунд (т. е. за 1 минуту движения— 6мм). Построив ход лавировки, топографы наносят и точку привала, где группа в данное время находится.
Возвращается руководитель с разведчиками. Проход через болото есть. Нужно пройти лишь несколько мет- ров сырого участка, перепрыгнуть через узкую протоку, и у большой березы уже сухой берег. До березы, если отбросить секунд 30 задержки на преодоление протоки, не более 1,5 минуты ходьбы. Направление на березу можно взять с места привала. Топографы тут же измеряют и наносят на схему хода последний его участок от привала до березы.
Теперь по схеме всякому ясно, что нет необходимости опять лавировать вдоль северо-восточного края болота, чтобы прийти в какую-то точку «икс», расположенную на самом его берегу. Прямо по схеме можно проложить и вычислить компенсационный азимутальный ход на некоторую точку «игрек», лежащую на линии главного направления, и двигаться к ней. Если характер леса позволит теперь идти с несколько большей скоростью (ее тоже можно измерить уже описанными способами), чем при обходе болота, это изменение надо учесть в расчете движения по компенсационному ходу, чтобы с большей точностью выйти на линию главного направления в точке «игрек».
«РОМАШКА»
Еще два вида сложной разведки — веерная («ромашка») и фронтальная — применяются в исключительных случаях поиска маленького точечного «плавающего» на карте объекта.
Рассмотрим детали: из какой-то точки С по «жесткому» азимуту мы должны выйти к объекту «ПЗ» (партизанская землянка), расположенному в лесу. Возможны четыре варианта неточного выхода к объекту. Если мы отклонимся от нашего курса влево на некоторый угол, то можем ошибиться и в расстояниях — немного не дойти до цели (окажемся в точке А) или немного перейти ее (окажемся в точке Б). То же может случиться, если мы отклонимся на некоторый угол вправо — окажемся соответственно в точках В или Г. В какую сторону надо идти искать землянку — неизвестно, так как мы не знаем значения своих отклонений, не знаем, в какой точке «трапеции ошибок» мы оказались. Выход один — искать вкруговую. Но какой должен быть радиус круга поиска? Основываясь на предыдущем опыте тренировок и хождений по азимуту, мы должны знать и верить, что наши туристы способны работать на азимутальных ходах с точностью в пределах, например, 5% длины хода (рис. 12). На этом опыте и останавливается выбор длины радиуса круга поиска (плюс 1—2% на дополнительную «прочность» поиска).
Из конечной точки хода, сложив рюкзаки, мы должны послать разведчиков веером во все стороны по разным азимутам на одинаковые расстояния (например, на 250 м). Количество лепестков «ромашки», т. е.. разведочных маршрутов, зависит от просматриваемое™ леса в районе поиска. Мы предлагаем девятилепестковую «ромашку». Если лес позволяет хорошо видеть объекты на расстоянии 40—50 м в обе стороны от наблюдателя, такого количества маршрутов будет достаточно.
Каждый из девяти разведчиков должен иметь компас и уметь парами шагов измерять расстояния. Неспешно проходя свой маршрут, разведчики должны успевать хорошо просматривать лес в обе стороны. Кто первым обнаружит землянку — подает сигнал, по которому все собираются на место привала.
В расчетах приведенных девяти маршрутов все расстояния можно уменьшать или увеличивать в любое количество раз (но в одинаковое для всех частей), углы (азимуты) при этом остаются неизменными. Введя коэффициент в расстояния, надо посмотреть, чтобы туристы не допустили арифметической ошибки.
Другая форма обследования площади лесного участка— фронтальная разведка (прочесывание). Для этого группа заведомо не доходит до искомого объекта и в какой-то точке рассредоточивается парами по створу (фронту), перпендикулярному к главному азимуту движения с интервалом между парами 50—100 м в обе стороны от оси фронта.
Затем по сигналу все пары начинают двигаться в одном направлении — параллельном главному азимуту хода. В этом случае движение производится с рюкзаками, так как назад возврата не будет. Заранее оговаривается длина маршрутов прочесывания, между парами наблюдателей устанавливается звуковая связь. Когда объект будет кем-то обнаружен, подается по цепочке сигнал собраться всем к такому-то номеру маршрута.
Совершите увлекательное восхождение на знаменитую прибайкальскую вершину Пик Черского