Пик Черского - гора, любимая Иркутянями

ДВИЖЕНИЕ НА МАРШРУТЕ к ПИКУ



ПРОТОКОЛ ДВИЖЕНИЯ

Вы продолжаете двигаться разбегающимися тропа­ми вдоль русла Колвы на северо-восток. Каковы «ожи­даемые ориентиры» и сколько максимально времени отведено на движение вдоль Колвы до изменения ситу­ации— эти вопросы вы на ходу или на привале уже обсудили с проводниками и теперь еще раз напоминае­те: остается столько-то минут, долина реки должна по­вернуть к северу, должна появиться на противополож­ном берегу деревня Ременцево, а на нашем — большой лес, вплотную подходящий к реке. Ожидаемые контрольные ориентиры — важный инст­румент для определения точки стоянки на карте. Еще более надежным вашим помощником (особенно в слож­ных условиях ориентирования без карты) будет про­токол движения. Этот документ приучает ребят фикси­ровать свои наблюдения, надолго сохраняет собранную информацию, служит источником для анализа пройден­ного пути и определения местонахождения группы в каждый момент движения. Хронометраж его служит ценным подспорьем для технического описания маршру­та, которое как основной материал входит в отчет о путешествии. Желательно, чтобы протокол движения вел провод­ник, а сбор и запись информации для технического опи­сания маршрута делал дублер. За густыми рядами береговой растительности вам снизу не виден правый берег реки, но вы слышите в отдалении урчание автомашины, лай собаки. Направле­ние на источник звуков юго-восточное. Проводники до­гадываются — это Ременцево. А слева по ходу из-за бугров берега появляются макушки елей. И вдруг неожиданность — тропа огибает очередную группу деревьев, и перед вами отличная дорога и мост через Колву. Откуда они? Ведь их тут не было. Здесь надо остановиться и разобраться: измерить направле­ние этой новой, хорошо укатанной грунтовой дороги (очевидно, проселок), разведать, куда она ведет, на­нести дорогу и мост на свою карту. Теперь мы уже с достаточной вероятностью знаем точку своего стояния у моста. Очевидно, за 25 лет де­ревня Ременцево сильно разрослась. Транспортная связь с деревней Григорево идет правым берегом (вот почему заросла полевая дорога, которая изображена на нашей карте). А от Ременцево на СЗ проложена новая дорога к шоссе, что севернее деревни Коломино.

СИТУАЦИЯ, ПОДОБНАЯ ОЖИДАЕМОЙ

Итак, новая дорога нас не выручает — у нее направ­ление, перпендикулярное к нашему. Поэтому немного поднимаемся по ней на верх долины и сразу полем ухо­дим вправо на север к лесу. В лесу лучше «ошибать­ся» вправо — там река, а не влево, где до самой опуш­ки нет «тормозящего» ориентира. Набредаем в лесу на старую дорогу. Вот она начи­нает спускаться вниз. Вот и речка и впадающий в нее ручеек. Это нам кажется подозрительным, что-то запо­минает. Действительно, вот Колва, а вот в нее впадает левый приток — ручеек Холодный. И тут проводник де­лает поспешный вывод — мы пришли в нужную точку. Как известно, детям свойственна самоуверенность, которая часто парализует перспективу разумного пове­дения, сообразующегося с реальными обстоятельства­ми. Не умея критически относиться к собственным рас­суждениям и выводам, они хватаются за первую под­вернувшуюся мысль и упорствуют во мнении, пока не упрутся в логический тупик. Попросите ребят измерить направление долины ру­чейка. Оно оказывается западным, а у Холодного было 340—350°. Обратите внимание и на то, что этот ручеек мал. Надо добиться, чтобы туристы сами теперь нашлиточку стояния. Можно еще попытаться найти следы старого тележного брода через Колву — именно здесь они допустили ошибку, приняв окружающую ситуацию за искомую. Подобные ошибки нередки: в системе многочислен­ных просек или озер, овражков или лесных полянок трудно отличить один ориентир от другого. Надо непре­рывно следить по карте за своим передвижением, ана­лизировать ситуацию, постоянно искать доказательства своим предположениям (искать ожидаемые ориентиры). Хороший помощник в этом протокол движения. Бездо­казательные выводы и решения — бич многих юных ту­ристов.

ИДЕМ ПО КАРТОСХЕМЕ

Теперь рассмотрим случай, когда у туристской груп­пы нет хорошей карты, а есть лишь маршрутная схема масштаба 1:300000. Район похода лесист, густонаселен, и туристы пони­мают, что их схема сильно генерализована—разгруже­на от многочисленных подробностей, деталей местности, которые, конечно, будут попадаться в пути и... мешать ориентированию. Намечен маршрут: ст. Крючково — д. Крючки —пра­вый приток р. Лады (ночевка)—д. Фокино — д. Ка- минское. Общее направление маршрута — ЮЗ. Проводники проложили нитку маршрута так: от Крючков по азимуту 220° около 4 км до Лады; затем вниз левым берегом в поисках переправы; после пере­правы— вниз правым берегом реки до характерного крутого изгиба ее русла (контрольный опорный ориен­тир); от изгиба реки по азимуту 205° к следующему опорному ориентиру — большой поляне; далее по опуш­ке леса до дороги Степино — Ломово и по ней до при­тока Лады; пройдя с километр вверх по притоку, вста­ем на ночлег. Двигаясь по азимуту, не следует обращать внимание на «лишние» ориентиры, которых все равно нет на кар­те: отдельные строения, полевые и лесные дороги, по­лянки, просеки, вырубки, тропинки. Но отметить самые крупные из них в протоколе надо. Еще лучше, если то­пографы будут обозначать их на своей схеме — это по­служит хорошим материалом для других туристов и для анализа собственного движения.

ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ

Углы (азимуты) мы достаточно точно измеряем (обязательно по двум компасам). Но как быть с рас­стоянием? Неужели всю дорогу считать шаги?! Нет, в данной ситуации (ход к реке почти по перпендикуляру) шаги считать не надо. Для нас расстояние на этом от­резке играет вообще второстепенную роль: у нас есть линейный «тормозящий» ориентир — река Лада, в ко­торую мы в конце концов «упремся». Но для подстра­ховки от ситуационной ошибки мы должны расстояния хоть приблизительно оценивать. Какие тут возможны ошибки? Во-первых, из-за не­брежности копировальщика схемы русло реки на ней может быть изображено с некоторым смещением в ту или другую сторону. Выйдя на него и не разобравшись в ситуации, мы можем уйти далеко в сторону и по­пасть в «ловушку». Такие ситуационные ошибки осо­бенно часты при движе­нии вверх по руслу таеж­ной реки. Стало быть, чтобыориентироваться в пространстве, проходимые расстояния мы должны хотя бы с небольшой точностью измерять. Это можно делать по протоколу движения — чистому времени, затраченному на движение (чем оно «чище», тем точнее результат), для чего надо знать скорость сво­его движения. Определяется она так: двое туристов, знающих величину пары своих шагов (не обязательно проводник и дублер), в течение минуты (строго по се­кундомеру) считают количество пар шагов и затем вы­числяют пройденное за минуту расстояние в метрах. За окончательное значение скорости принимается среднее арифметическое (если оба результата не очень сильно расходятся между собой). Результат записывается в протокол движения в строке того перехода, во время которого делалось контрольное измерение. Умножив чистое время, суммированное по протоколу движения, на результат контрольного измерения своей скорости, получим пройденный путь.

ТАКТИКА АЗИМУТАЛЬНОГО ХОДА

К этому способу туристы прибегают, когда нет об­зора топографической ситуации (потеря видимости) или нет карт, подробно изображающих топографическую ситуацию местности. Нужно различать чистое движение по азимуту (строго по азимуту без карты) и движение, по ситуа­ции (по дорогам, тропам, просекам, опушкам, долинам речек), когда группа дополнительно руководствуется общим примерным направлением движения—так на­зываемым «руководящим азимутом». Движение строго по азимуту назовем условно «жестким» азимутом в противоположность «мягкому», где оно не столь «строго». В нашем примере движения от деревни Крючки к реке Ладе мы имеем типичный случай с «мягким» ази­мутом, так как задача состоит лишь в том, чтобы во­обще выйти к реке, к ее характерному изгибу, и нам не важно, выйдем мы левее или правее его. Если же нам надо выйти по азимуту к мосту на реке, зная заранее, что это единственная возможность переправы через нее, мы будем иметь дело с «жестким» азимутом, и тогда нам нежелательны отклонения ни в ту, ни в другую сторону. Какова вообще точность движения по азимуту? Рас-, четы показывают, что теоретически отклонение на 3° от заданного азимута дает смещение точки выхода на 5% длины пройденного по азимуту пути. То есть при длине азимутального хода 1 км ошибка выхода (сме­щение в сторону на 3°) будет равна 50 м, а при длима хода 5 км—250 м. Но это по теории, на практике от­клонения бывают значительно большими. Дело в том, что в пути мы очень часто не можем двигаться по визирному лучу — нам мешают препятст­вия: стволы деревьев, густые ельники, кустарники (че­рез которые просто нет желания продираться, когда видишь совсем рядом в стороне свободный проход), заболоченные участки, водные преграды, крутые спуски и подъемы. Поэтому главный тактический прием дви­жения по азимуту состоит в том, чтобы чередовать от­клонения от луча: если где-то отклонились немного влево, на следующем препятствии компенсируем его обходом препятствия справа. И после каждого обхода обязательно корректируем дальнейшее направление движения по компасу. Обходы и последующая коррекция направлений до­вольно сильно снижают скорость движения. Это «тор­можение», кстати, надо учитывать в графике, в расчете дневных переходов. В нашем примере азимутального хода к реке Ладе мы наметили выйти на ее изгиб, где русло меняет на­правление с восточного на юго-восточное. Здесь нам крайне нежелательно отклонение вправо, тогда как от­клонение влево нас не тревожит. Если мы отклонимся вправо, то будем долго идти параллельно руслу Лады против ее течения, тогда как нам надо, выйдя на реку, быстрее переправиться и ид­ти вниз по течению. При этом мы очень удлиним путь и проиграем во времени. Поэтому в данном случае мы должны применить тактику предпочтительного обхода препятствий слева, т. е. сознательно поставить провод­нику задачу «ошибаться» только влево. Особо сложный случай движения по «жесткому» азимуту — когда нужно выйти на точечный «плаваю­щий» ориентир — небольшой обособленный объект, расположенный не па линейном «тормозящем» контуре (река, дорога, овраг), а просто в лесу (полянка с род ником, старая партизанская землянка, окопы, карсто­вая воронка, маленькая вырубка с зарослями малин­ника). Пусть этот объект с той или иной точностью и обозначен на карте, но к нему не подведет ни доро­га, ни ручей, ни просека — надо идти точно по магнит­ному азимуту. Здесь придется строго учитывать и углы отклонений и расстояния. Возможны легкий и тяжелый случаи поиска точеч­ного объекта по «жесткому» азимуту. Если неподалеку от него есть крупный «тормозящий» ориентир-маяк (большая поляна, пересечение просек, вершина оврага, тригонометрический пункт), лучше идти по азимуту сначала на этот опорный ориентир-маяк, а уже от него выходить на поиск искомого объекта — на коротком расстоянии это можно сделать успешнее. Если же опор­ного ориентира вблизи точечного объекта нет, надо прокладывать азимут прямо на искомую точку и в до­полнение применять веерную или фронтальную развед­ку.

РАЗВЕДКА НА МАРШРУТЕ

Для успешного ориентирования на туристских марш­рутах часто бывает необходим такой тактический при­ем, как разведка. Прием этот очень увлекает ребят ро­мантикой самостоятельного поиска, доверием и хотя сопряжен с известным риском, не использовать его нельзя. На первых порах с юными туристами в развед­ку должны ходить взрослые •— руководитель или его заместитель. Разведка на маршруте имеет несколько видов. Об одном из них — авангардной разведке — уже рассказывалось. Другой — так называемая ближняя разведка («челнок»), когда группа остается на месте, а развед­чики без рюкзаков уходят на небольшое расстояние и затем возвращаются в исходную точку — на привал. Перед разведкой могут стоять разные задачи, на­пример поиск переправы через реку, прохода через бо­лото, спуска с крутого склона. Возьмем случай поиска переправы, когда туристы выходят к речке по перпен­дикуляру и должны продолжать идти в том же направ­лении (поперечном по отношению к реке). Если есть хорошая карта, она подскажет, где искать переправу. Когда хорошей карты нет, надо остановить группу на привал и выслать две пары (или тройки) в ближнюю разведку — одновременно вверх и вниз по реке. Имен­но одновременно, чтобы не терять времени на неудач­ную попытку поиска в одном направлении. Здесь перед разведчиками стоит сложная задача: решить вопросы не только ориентирования, но и тех­нического плана — найти и оценить возможности пере­правы. Если они нашли брод, они должны четко доло­жить, каковы в этом месте ширина, глубина, скорость течения, характер дна, спуск к реке и выход из брода на противоположном берегу. Если они нашли вариант переправы по бревну, то указать длину бревна, его вы­соту над поверхностью воды, толстое оно или тонкое, имеет ли сучья, прочно лежит или качается, скользкое или нет, какова возможность подняться на него и спус­титься. Главное, чтобы разведчики сумели дать объек­тивную картину. Описанный случай разведки переправы через речку (прохода через болото, спуска со склона), как правило, требует проверки руководителем: туристы могут найти несколько вариантов переправы, но они еще не умеют точно оценить их надежность и безопасность, а на проверку нужно время. Непременным условием такой парной ближней раз­ведки остается контрольное время, в которое разведчики должны уложиться. Еще один вид — так называемая разведка на ходу. Здесь примером служит случай, который возникнет, когда мы от мостика через приток Лады будем идти примерно километр вверх по реке (как было заплани­ровано) и искать место для ночлега. При этом нет не­обходимости кого-то куда-то посылать, функции раз­ведчиков выполняют сами проводники: выйдя к Ладе группа сразу поворачивает влево (если в точке выхода переправа невозможна) и, двигаясь вдоль реки, на ходу визуально оценивает возможности переправы на проти­воположный берег. Однако и для такой разведки нужен свой контроль­ный срок: ведь мы по плану должны идти вниз по Ладе тем или иным берегом до определенного места — харак­терного изгиба реки, от которого нам предстоит дви­гаться по азимуту, удаляясь от нее. А в случае, когда цель разведки на ходу —выбор места ночлега, мы тоже ограничены во времени, и наступает момент, когда дальше двигаться уже нельзя — срок вышел. Это надо учитывать и напоминать проводникам, сколько минут у них осталось для решения задачи на ходу.

ЛАВИРОВКА. КОМБИНАЦИИ

Не всегда условия позволяют нам идти к цели пря­мо по вычисленному азимуту. Нередко на пути неожи­данно встают непреодолимые или труднопреодолимые препятствия, которые легче обойти, чем «брать штур­мом». Конечно, если карта заранее подсказывает нам, где и какого размера непроходимые препятствия нас ожи­дают, мы и азимутальный ход заранее проложим так, чтобы обойти препятствие. Но речь идет о том обыч­ном случае, когда у нас нет хорошей карты, когда пре­пятствие встает перед нами неожиданно и мы даже не знаем его простирания ни в ту, ни в другую сторону. Здесь-то и приходится лавировать, применять разные тактические приемы. Двигаясь по азимуту без дорог и троп, группа не­ожиданно выходит к большому болоту (озеру). Объ­является привал: дело серьезное, нужно разобраться. Две группы разведчиков уходят в ближнюю разведку вдоль края болота, чтобы собрать общие сведения о его простирании, характере, топографической ситуации в окрестностях в пределах километра (каждой развед­группе дано по 35 минут туда и обратно, что позволит собрать информацию по фронту протяженностью 2 км). Наряду с перечисленными сведениями разведчики должны проследить общее направление своего движе­ния, т. е. направление берега болота. Эти данные мо­гут подсказать, с какой стороны лучше обходить его. Если не будет найден вариант перехода через болото и выяснится, что его края образуют некоторый угол к главному направлению движения группы, обходить пре­пятствие лучше в ту сторону, которая ближе к нашему главному направлению, а не дальше от него (рис. 10). Возможен и такой вариант: из протокола движения мы помним, что некоторое время назад пересекли в лесу слабую дорожку. Мысли свернуть на нее не воз­никло потому, что, во-первых, мы ничего не знали еще о болоте, а во-вторых, дорожка была почти пер­пендикулярна к движению группы и, следовательно, никак нас не устраивала. Но теперь, вернувшись, раз­ведчики показывают, что мы в «ловушке» — болото ок­ружает нас с трех сторон. Эти обстоятельства наводят на решение — вернуться на ту слабую дорожку; она, очевидно, ведет вдоль края болота, и с нее можно ис­кать проход через него. Но вернемся к варианту обхода препятствия с места привала. Болото, по данным разведки, имеет сложную конфигурацию, и буквального прохода через иего (тро­па, гать) не обнаружено. Чтобы отклонение от нашего генерального азимута, которое мы получим в результа­те обхода болота, можно было потом легко компенси­ровать, лучше всего применить технический прием гра­фического наложения маршрута лавировки на карту (на чистый лист бумаги)—прием, который позволит потом легко определить компенсационное направление и расстояние. Делается это следующим образом. Два топографа готовят планшет для рисования маршрута лавировки — чистый лист на твердом основании расчерчивают не­сколькими параллельными ориентирующими линиями, обозначают северное направление; они берут "также блокнот для записи данных, секундомер, транспортир, линейку и карандаши. Топографы встают в цепочке сра­зу за проводниками, чтобы лучше слышать данные из­менений курса. Как только проводник начнет движение, топографы включают секундомер и записывают в блокноте ази­мут, объявленный проводником. Когда проводник убеж­дается, что дальнейшее движение по первоначальному азимуту невозможно (или нет смысла, ибо отдаляет группу от края препятствия), он на несколько секунд останавливается, объявляя, что меняет направление, затем визирует в том направлении, куда думает повер­нуть, и громко объявляет: Иду по азимуту ... градусов». В момент, когда проводник остановился, топографы останавливают секундомер и в блокноте против перво­начального азимута записывают количество минут и секунд, пройденных по этому азимуту до остановки. Когда же проводник объявляет новый курс, в новой строке топографы записывают новый азимут и одновре­менно сбрасывают и включают секундомер. Проводники лавируют таким образом, чтобы обхо­дить сырые места, огибать выступы болота, но не очень удаляются от него и стремятся при этом делать не слишком много перемен курса. Двигаясь цепочкой в некотором удалении от края болота, трудно определить, где возможен переход через него в узком месте или где оно вообще закончилось. Разве произойдет тот редкий случай, когда мы вдруг выйдем на дорогу или хорошую тропу, проложенную через болото в его безопасном месте. Однако рассчи­тывать на такой случай нельзя. Поэтому необходимо комбинировать лавировку по азимутам в обход пре­пятствия с фланговой (боковой) разведкой. Двое-трое сильных ребят идут по самому краю боло­та немного впереди группы, параллельно ей, и визуаль­но выбирают места возможных безопасных проходов через него или фиксируют момент, когда болото конча­ется. С ними устанавливается звуковая и визуальная связь. Как только фланговая авангардная разведка по­дает сигнал, группа останавливается на привал: ру­ководитель вместе с разведчиками уходит проверить, действительно ли в этом месте возможен переход через болото. А тем временем топографы начинают свою глав­ную работу—наложение на планшет пройденного ази­мутального маршрута лавировки. По своей таблице записей лавировки они с помощью транспортира и линейки остро отточенным карандашом строят на планшете азимутальные ходы, приняв, на­пример, такой временной масштаб схемы: в 1 мм — 10 секунд (т. е. за 1 минуту движения— 6мм). Построив ход лавировки, топографы наносят и точку привала, где группа в данное время находится. Возвращается руководитель с разведчиками. Проход через болото есть. Нужно пройти лишь несколько мет- ров сырого участка, перепрыгнуть через узкую прото­ку, и у большой березы уже сухой берег. До березы, если отбросить секунд 30 задержки на преодоление протоки, не более 1,5 минуты ходьбы. Направление на березу можно взять с места привала. Топографы тут же измеряют и наносят на схему хода последний его учас­ток от привала до березы. Теперь по схеме всякому ясно, что нет необходимос­ти опять лавировать вдоль северо-восточного края бо­лота, чтобы прийти в какую-то точку «икс», расположен­ную на самом его берегу. Прямо по схеме можно про­ложить и вычислить компенсационный азимутальный ход на некоторую точку «игрек», лежащую на линии главного направления, и двигаться к ней. Если харак­тер леса позволит теперь идти с несколько большей скоростью (ее тоже можно измерить уже описанными способами), чем при обходе болота, это изменение на­до учесть в расчете движения по компенсационному хо­ду, чтобы с большей точностью выйти на линию глав­ного направления в точке «игрек».

«РОМАШКА»

Еще два вида сложной разведки — веерная («ромаш­ка») и фронтальная — применяются в исключительных случаях поиска маленького точечного «плавающего» на карте объекта. Рассмотрим детали: из какой-то точки С по «жест­кому» азимуту мы должны выйти к объекту «ПЗ» (пар­тизанская землянка), расположенному в лесу. Возмож­ны четыре варианта неточного выхода к объекту. Если мы отклонимся от нашего курса влево на некоторый угол, то можем ошибиться и в расстояниях — немного не дойти до цели (окажемся в точке А) или немного пе­рейти ее (окажемся в точке Б). То же может случить­ся, если мы отклонимся на некоторый угол вправо — окажемся соответственно в точках В или Г. В какую сторону надо идти искать землянку — неизвестно, так как мы не знаем значения своих отклонений, не знаем, в какой точке «трапеции ошибок» мы оказались. Выход один — искать вкруговую. Но какой должен быть радиус круга поиска? Основываясь на предыдущем опы­те тренировок и хождений по азимуту, мы должны знать и верить, что наши туристы способны работать на ази­мутальных ходах с точностью в пределах, например, 5% длины хода (рис. 12). На этом опыте и останавливается выбор длины радиуса круга поиска (плюс 1—2% на дополнительную «прочность» поиска). Из конечной точки хода, сложив рюкзаки, мы долж­ны послать разведчиков веером во все стороны по раз­ным азимутам на одинаковые расстояния (например, на 250 м). Количество лепестков «ромашки», т. е.. разведочных маршрутов, зависит от просматриваемое™ ле­са в районе поиска. Мы предлагаем девятилепестковую «ромашку». Если лес позволяет хорошо видеть объекты на расстоянии 40—50 м в обе стороны от наб­людателя, такого количества маршрутов будет доста­точно. Каждый из девяти разведчиков должен иметь ком­пас и уметь парами шагов измерять расстояния. Не­спешно проходя свой маршрут, разведчики должны ус­певать хорошо просматривать лес в обе стороны. Кто первым обнаружит землянку — подает сигнал, по кото­рому все собираются на место привала. В расчетах приведенных девяти маршрутов все рас­стояния можно уменьшать или увеличивать в любое ко­личество раз (но в одинаковое для всех частей), углы (азимуты) при этом остаются неизменными. Введя ко­эффициент в расстояния, надо посмотреть, чтобы туристы не допустили арифметической ошибки. Другая форма обследования площади лесного уча­стка— фронтальная разведка (прочесывание). Для это­го группа заведомо не доходит до искомого объекта и в какой-то точке рассредоточивается парами по створу (фронту), перпендикулярному к главному азимуту дви­жения с интервалом между парами 50—100 м в обе стороны от оси фронта. Затем по сигналу все пары начинают двигаться в одном направлении — параллельном главному азимуту хода. В этом случае движение производится с рюкзака­ми, так как назад возврата не будет. Заранее оговари­вается длина маршрутов прочесывания, между парами наблюдателей устанавливается звуковая связь. Когда объект будет кем-то обнаружен, подается по цепочке сигнал собраться всем к такому-то номеру маршрута.


Совершите увлекательное восхождение на знаменитую прибайкальскую вершину Пик Черского

Тел. в Иркутске: 89O41589З79