Пик Черского - гора, любимая Иркутянями

Это нужно знать при восхождении

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МАРШРУТЕ



Организуя путешествие, к примеру, с детьми, нельзя позволять себе хоть в малом что-то решать без их участия. Это целиком относится и к ориентированию на местности. Каждому по очереди надо дать право вести группу по участку маршрута. Реализуя педагогический принцип самоуправления и самообслуживания в детском коллективе, предложите командиру и старшему проводнику разделить весь маршрут на участки по 3—7 км и назначить на каж­дый из них ответственных за точное их прохождение — дежурных проводников и их помощников — дублеров. Участки, конечно, будут неравноценными и по пара­метрам и по сложности ориентирования, но ведь и воз­можности ребят не одинаковы. Поэтому сложные участ­ки надо закрепить за опытными и способными провод­никами, а менее опытным дать участки попроще. В период подготовки зачетного путешествия на за­нятиях и в тренировочных походах туристы должны по­вторить азы ориентирования, основы топографии, при­обрести навыки в ориентировании на местности.

КАРТА И КОМПАС ТУРИСТОВ

Карты бывают разных масштабов — мелких и круп­ных, в зависимости от того, во сколько раз уменьшена местность Например, масштаб 1 : 600000 означает, что в 1 см карты 600000 см местности, или 6 км. Масштаб карты очень важен для туриста. Так, при планировании района путешествия и общих наметках будущего маршрута нам достаточно карты масштаба 1 : 600000 (на ней нанесены крупные населенные пункты, центры сельсоветов, центральные усадьбы совхозов и колхозов, железные, шоссейные и некоторые проселоч­ные дороги, лесные массивы, реки, озера, болота, гра­ницы областей и районов) и туристских схем (они со­держат сведения о туристских базах, гостиницах, авто­заправочных станциях, местах жизни и деятельности выдающихся людей нашей страны, историко-революци­онных, военно-исторических, археологических, архитек­турных памятниках, музеях, интересных объектах при­роды). Но для ориентирования в походе, для разработки почасового графика движения по маршруту нужны только крупномасштабные карты. На туристских стан­циях, в Домах пионеров, в клубах туристов имеются составленные от руки схемы маршрутов (кроки), прой­денных туристами в предыдущие годы. Если ваши мар­шруты совпадают, можно подобными схемами восполь­зоваться. При детальной разработке «нитки» маршрута на каждый день и составлении почасового графика дви­жения удобно измерять ее длину на карте с помощью специального инструмента — курвиметра. Прокатывая зубчатое колесо курвиметра по кривым линиям марш­рута на карте и сняв по его шкале отсчет в сантимет­рах, мы, умножив эту величину на знаменатель масш­таба карты, получим длину маршрута на местности. На картах и схемах всегда есть линии, по которым мы будем ориентировать их по сторонам горизонта. Это либо вертикальные линии сетки меридианов, либо боковые рамки карты, либо специальная стрелка, ука­зывающая на схеме направление север — юг. Угол между меридианом (или другой линией, ориен­тирующей карту) и направлением, по которому мы предполагаем двигаться на участке маршрута, называ­ется истинным азимутом. Азимуты определяются на карте с помощью транспортира. Чтобы узнать, сколько в азимуте градусов, начинают их считать от северного конца вправо, т. е. по ходу часовой стрелки. На мест­ности магнитные азимуты измеряются с помощью ком­паса. Для туристов наиболее удобен компас Адрианова. В нем градусные деления нанесены по лимбу также по ходу часовой стрелки через 3°, а через каждые 15° по­ставлены цифры. Главная особенность компаса Адриа­нова— вращающееся визирное кольцо, на верхнем крае которого имеются диаметрально расположенные выступы (один с прорезью, другой с мушкой) для точ­ного визирования на ориентир. В тренировочных походах каждый участник должен научиться визировать компасом Адрианова на дальние предметы — деревья, столбы, трубы зданий. Очень удобен в походах и компас для спортсменов- ориентировщиков — «Спорт». Им можно пользоваться не только как компасом, но и как транспортиром для измерения углов на карте. Этот компас называют «жид­костным»— главная особенность его в том, что магнит­ная стрелка помещена в круглую вращающуюся проз­рачную ампулу, заполненную жидкостью (незамерза­ющей и при очень низких температурах). Стрелка, пла­вающая в жидкости, не дрожит, не колеблется, и ком­пасом значительно легче работать. Цена одного деления на лимбе этого компаса равна 2°.

ПОДГОТОВКА ДАННЫХ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Задолго до путешествия производятся разбивка маршрута на участки, составление графика дежурных проводников, копирование ими своих участков с общей карты, планирование и расчет движения на участках, а затем контроль готовности проводников. Каждый проводник прокладывает варианты движе­ния на своем участке (нитку маршрута), руководству­ясь требованиями — короче, легче, интереснее. Эти тре­бования часто вступают в противоречие друг с другом, и надо искать компромиссные оптимальные варианты. Изучив характер местности по литературе, отчетам о походах в этих краях и по имеющимся картам, учи­тывая день пути, проводник решает, с какой средней скоростью группа будет идти по маршруту на его уча­стке. Затем он линейкой измеряет по прямой линии длину своего участка и определяет, где группа будет двигаться по ситуации (по карте), где по азимуту, че­рез какие обязательные точки пройдет (краеведческие и другие объекты на участке, точки обеденного привала, ночлега, перевала, транспортный пункт). Надо стре­миться так проложить путь, чтобы он меньше отличал­ся от самого короткого пути по прямой линии. На маршруте проводник намечает несколько контрольных пунктов, выбирая хорошо заметные местные предметы— мост на реке, озеро, карьер, деревню. Затем проводник делает расчет времени движения группы между этими контрольными пунктами и записы­вает данные в таблицу. Измерив курвиметром (дваж­ды— для контроля) этап участка от его начала до пер­вого контрольного ориентира по тем контурам местнос­ти, по которым предполагает двигаться, полученную длину он делит на принятую норму средней скорости движения (внося необходимые коррективы с учетом сложности и извилистости контуров). Но как бы тщательно ни прорабатывался дома маршрут движения, реальные условия похода могут по­требовать внесения серьезных коррективов во все рас­четы. Поэтому главная работа начинается только на маршруте: здесь надо практически решать множество задач, двигаться к цели грамотно, уверенно. Задача руководителя перед началом работы дежур­ной пары проводников — проверить их готовность, по­мочь им разобраться во всех деталях и особенностях.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МАРШРУТЕ ПО СИТУАЦИИ

Возьмем несложный случай — движение вдоль ли­нейных ориентиров (контуров) по местности с богатой топографической ситуацией при наличии относительно хорошей карты (карта-условная). Перед проводником поставлена задача: из начально­го пункта участка (город Слюдянка) двигаться ле­вым берегом вниз по течению реки Слюдянки по простой грунтовой дороге до левого притока. Карта имеет масштаб 1 : 50000 , но ей уже 25 лет. Кроме того, копировали ее еще не очень опыт­ные туристы.
На восточной окраине деревни, где расходятся две дороги, следует уточнить их направление и задать про­воднику контрольный вопрос: куда ведут эти дороги. Если даже проводник ответит правильно, нужно пред­ложить ему обосновать свой ответ. Такая постановка вопроса способствует развитию у ребят логического мышления. Справа хорошо видна река Колва, ее пойма, порос­шая отдельными деревьями и кустарниками. Туда вдоль изгороди крайнего дома спускается тропа. Затем такие тропы вы можете встретить дальше при движении по дороге. Задайте туристам вопрос, почему не показаны эти тропы на карте. Обратите внимание проводников и на дорогу, по которой они ведут группу: часто ли ез­дят и ходят по ней, какие следы видны на дороге? Через 500 м дорога пересекает овражек. Он показан и на карте. Юные туристы малонаблюдательны, и ру­ководитель должен чаще обращать их внимание на простые вещи—ориентиры и приметы, иначе они прой­дут мимо и не сделают необходимых заключений. Еще через 6—7 минут мы подходим к небольшому перелеску и глубокому оврагу. Здесь должен быть ху­тор, но вы его не обнаруживаете. Просто так пройти мимо этого факта нельзя: сделайте привал, потребуйте от проводников определиться, найти «привязки». Пусть и другие туристы примут участие в обследовании приле­гающей территории. Важно, чтобы они сами обнаружи­ли место, где раньше стояла изба, нашли другие до­казательства, что это именно то самое место, которое они предполагают. Юные туристы часто слепо верят карте и не верят тому, что видят собственными глазами. Не обнаружив хутора, они решают, что еще не дошли до него, хотя есть много факторов, доказывающих обратное. Возмо­жен и противоположный случай: ориентир (хутор, ру­чеек) не показан на карте (может быть, его забыли скопировать), но вот он перед вами. И туристы делают поспешный вывод: «Мы зашли не туда». Надо воспитать у юных путешественников критиче­ское отношение к карте, научить их собирать объектив­ную информацию, быть наблюдательными и из сопо­ставления фактов (порой, казалось бы, противоречивых лес, река, овраг есть, а хутора почему-то нет) делать доказательные выводы. Только такая кропотливая ра­бота приведет к настоящему умению ориентироваться. Привал окончен. Пошли дальше. Сразу за оврагом с ручейком заметили, что вправо ушла тропа. Ее, ко­нечно, тоже нет на карте. Попросите проводников по­думать, куда она может вести. Не высказывайте им сразу своих предположений. Пусть они сами на ходу «пошевелят мозгами». Затем на коротком участке перелеска обратите вни­мание ребят на то, что дорога совсем стала заросшей. Здесь по ней не ездят уже несколько лет — высокая трава скрывает старые колеи, кое-где поднялись моло­дые осинки. А сразу за перелеском следы дороги во­обще пропадают. Очевидно, в поле ее когда-то распа­хали, а теперь по лугу нет уже никаких следов. Что делать? Идти по посевам запрещено, а по лугу с вы­сокой травой — нежелательно. Пусть проводники сами найдут варианты дальнейшего движения: южный — в пойме Колвы и северный — опушками леса. Какой ко­роче, какой надежнее? Решено использовать южный вариант — идти ближе к руслу реки. И тут вы напоминаете туристам о тропе, что ушла от овражка вправо к реке. И действительно: спустившись вниз, вы находите эту тропу (вдоль реки всегда есть тропы). Теперь предстоит научить ребят «подрезать» меанд­ры— излучины русла реки. В лесной зоне это особенно сложно, но и здесь, если тропа идет в пойме, а не по высокому коренному берегу, она часто заводит в петли излучин, а потом вдруг плавно разворачивается на 180° — почти назад. Только тут вы видите, что зря сде­лали петлю, что можно было срезать ее — пройти на­прямую. Желательно подняться на верхнюю тропу или идти без тропы, но верхней бровкой долины. При нали­чии подробной карты можно, следя по ней за каждым поворотом реки, находить нужные моменты удаления от нее — срезки излучин. Наконец, можно выслать вперед на 100—150 м авангардную разведку, которая будет корректировать движение группы, подсказывать ей, когда надо свернуть с тропы, строго следующей всем изгибам русла («рыбацкая» тропа). С ними надо держать визуальную и звуковую связь. В долинах больших рек, густо поросших древесной и кустарниковой растительностью, где часты старицы, потеря времени и сил из-за их обходов, возвратов из «ловушек» реки может быть очень большой. Здесь из- за многочисленных излучин, стариц, проток и заболоченных участков поймы да еще при отсутствии обзора местности ориентироваться очень сложно. Надо искать верхнюю «рокадную» дорогу (тропу)—она обязательно идет где-то в отдалении от поймы реки.


Совершите увлекательное восхождение на знаменитую прибайкальскую вершину Пик Черского

Тел. в Иркутске: 89O41589З79