Организуя путешествие, к примеру, с детьми, нельзя позволять себе хоть в малом что-то решать без их участия. Это целиком относится и к ориентированию на местности. Каждому по очереди надо дать право вести группу по участку маршрута.
Реализуя педагогический принцип самоуправления и самообслуживания в детском коллективе, предложите командиру и старшему проводнику разделить весь маршрут на участки по 3—7 км и назначить на каждый из них ответственных за точное их прохождение — дежурных проводников и их помощников — дублеров. Участки, конечно, будут неравноценными и по параметрам и по сложности ориентирования, но ведь и возможности ребят не одинаковы. Поэтому сложные участки надо закрепить за опытными и способными проводниками, а менее опытным дать участки попроще.
В период подготовки зачетного путешествия на занятиях и в тренировочных походах туристы должны повторить азы ориентирования, основы топографии, приобрести навыки в ориентировании на местности.
КАРТА И КОМПАС ТУРИСТОВ
Карты бывают разных масштабов — мелких и крупных, в зависимости от того, во сколько раз уменьшена местность Например, масштаб 1 : 600000 означает, что в 1 см карты 600000 см местности, или 6 км.
Масштаб карты очень важен для туриста. Так, при планировании района путешествия и общих наметках будущего маршрута нам достаточно карты масштаба 1 : 600000 (на ней нанесены крупные населенные пункты, центры сельсоветов, центральные усадьбы совхозов и колхозов, железные, шоссейные и некоторые проселочные дороги, лесные массивы, реки, озера, болота, границы областей и районов) и туристских схем (они содержат сведения о туристских базах, гостиницах, автозаправочных станциях, местах жизни и деятельности выдающихся людей нашей страны, историко-революционных, военно-исторических, археологических, архитектурных памятниках, музеях, интересных объектах природы).
Но для ориентирования в походе, для разработки почасового графика движения по маршруту нужны только крупномасштабные карты. На туристских станциях, в Домах пионеров, в клубах туристов имеются составленные от руки схемы маршрутов (кроки), пройденных туристами в предыдущие годы. Если ваши маршруты совпадают, можно подобными схемами воспользоваться.
При детальной разработке «нитки» маршрута на каждый день и составлении почасового графика движения удобно измерять ее длину на карте с помощью специального инструмента — курвиметра. Прокатывая зубчатое колесо курвиметра по кривым линиям маршрута на карте и сняв по его шкале отсчет в сантиметрах, мы, умножив эту величину на знаменатель масштаба карты, получим длину маршрута на местности.
На картах и схемах всегда есть линии, по которым мы будем ориентировать их по сторонам горизонта. Это либо вертикальные линии сетки меридианов, либо боковые рамки карты, либо специальная стрелка, указывающая на схеме направление север — юг.
Угол между меридианом (или другой линией, ориентирующей карту) и направлением, по которому мы предполагаем двигаться на участке маршрута, называется истинным азимутом. Азимуты определяются на карте с помощью транспортира. Чтобы узнать, сколько в азимуте градусов, начинают их считать от северного конца вправо, т. е. по ходу часовой стрелки. На местности магнитные азимуты измеряются с помощью компаса.
Для туристов наиболее удобен компас Адрианова. В нем градусные деления нанесены по лимбу также по ходу часовой стрелки через 3°, а через каждые 15° поставлены цифры. Главная особенность компаса Адрианова— вращающееся визирное кольцо, на верхнем крае которого имеются диаметрально расположенные выступы (один с прорезью, другой с мушкой) для точного визирования на ориентир.
В тренировочных походах каждый участник должен научиться визировать компасом Адрианова на дальние предметы — деревья, столбы, трубы зданий.
Очень удобен в походах и компас для спортсменов- ориентировщиков — «Спорт». Им можно пользоваться не только как компасом, но и как транспортиром для измерения углов на карте. Этот компас называют «жидкостным»— главная особенность его в том, что магнитная стрелка помещена в круглую вращающуюся прозрачную ампулу, заполненную жидкостью (незамерзающей и при очень низких температурах). Стрелка, плавающая в жидкости, не дрожит, не колеблется, и компасом значительно легче работать. Цена одного деления на лимбе этого компаса равна 2°.
ПОДГОТОВКА ДАННЫХ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Задолго до путешествия производятся разбивка маршрута на участки, составление графика дежурных проводников, копирование ими своих участков с общей карты, планирование и расчет движения на участках, а затем контроль готовности проводников.
Каждый проводник прокладывает варианты движения на своем участке (нитку маршрута), руководствуясь требованиями — короче, легче, интереснее. Эти требования часто вступают в противоречие друг с другом, и надо искать компромиссные оптимальные варианты.
Изучив характер местности по литературе, отчетам о походах в этих краях и по имеющимся картам, учитывая день пути, проводник решает, с какой средней скоростью группа будет идти по маршруту на его участке. Затем он линейкой измеряет по прямой линии длину своего участка и определяет, где группа будет двигаться по ситуации (по карте), где по азимуту, через какие обязательные точки пройдет (краеведческие и другие объекты на участке, точки обеденного привала, ночлега, перевала, транспортный пункт). Надо стремиться так проложить путь, чтобы он меньше отличался от самого короткого пути по прямой линии. На маршруте проводник намечает несколько контрольных пунктов, выбирая хорошо заметные местные предметы— мост на реке, озеро, карьер, деревню.
Затем проводник делает расчет времени движения группы между этими контрольными пунктами и записывает данные в таблицу. Измерив курвиметром (дважды— для контроля) этап участка от его начала до первого контрольного ориентира по тем контурам местности, по которым предполагает двигаться, полученную длину он делит на принятую норму средней скорости движения (внося необходимые коррективы с учетом сложности и извилистости контуров).
Но как бы тщательно ни прорабатывался дома маршрут движения, реальные условия похода могут потребовать внесения серьезных коррективов во все расчеты. Поэтому главная работа начинается только на маршруте: здесь надо практически решать множество задач, двигаться к цели грамотно, уверенно.
Задача руководителя перед началом работы дежурной пары проводников — проверить их готовность, помочь им разобраться во всех деталях и особенностях.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МАРШРУТЕ ПО СИТУАЦИИ
Возьмем несложный случай — движение вдоль линейных ориентиров (контуров) по местности с богатой топографической ситуацией при наличии относительно хорошей карты (карта-условная).
Перед проводником поставлена задача: из начального пункта участка (город Слюдянка) двигаться левым берегом вниз по течению реки Слюдянки по простой грунтовой дороге до левого притока.
Карта имеет масштаб 1 : 50000 , но ей уже 25 лет. Кроме того, копировали ее еще не очень опытные туристы.
На восточной окраине деревни, где расходятся две дороги, следует уточнить их направление и задать проводнику контрольный вопрос: куда ведут эти дороги. Если даже проводник ответит правильно, нужно предложить ему обосновать свой ответ. Такая постановка вопроса способствует развитию у ребят логического мышления.
Справа хорошо видна река Колва, ее пойма, поросшая отдельными деревьями и кустарниками. Туда вдоль изгороди крайнего дома спускается тропа. Затем такие тропы вы можете встретить дальше при движении по дороге. Задайте туристам вопрос, почему не показаны эти тропы на карте. Обратите внимание проводников и на дорогу, по которой они ведут группу: часто ли ездят и ходят по ней, какие следы видны на дороге?
Через 500 м дорога пересекает овражек. Он показан и на карте. Юные туристы малонаблюдательны, и руководитель должен чаще обращать их внимание на простые вещи—ориентиры и приметы, иначе они пройдут мимо и не сделают необходимых заключений.
Еще через 6—7 минут мы подходим к небольшому перелеску и глубокому оврагу. Здесь должен быть хутор, но вы его не обнаруживаете. Просто так пройти мимо этого факта нельзя: сделайте привал, потребуйте от проводников определиться, найти «привязки». Пусть и другие туристы примут участие в обследовании прилегающей территории. Важно, чтобы они сами обнаружили место, где раньше стояла изба, нашли другие доказательства, что это именно то самое место, которое они предполагают.
Юные туристы часто слепо верят карте и не верят тому, что видят собственными глазами. Не обнаружив хутора, они решают, что еще не дошли до него, хотя есть много факторов, доказывающих обратное. Возможен и противоположный случай: ориентир (хутор, ручеек) не показан на карте (может быть, его забыли скопировать), но вот он перед вами. И туристы делают поспешный вывод: «Мы зашли не туда».
Надо воспитать у юных путешественников критическое отношение к карте, научить их собирать объективную информацию, быть наблюдательными и из сопоставления фактов (порой, казалось бы, противоречивых лес, река, овраг есть, а хутора почему-то нет) делать доказательные выводы. Только такая кропотливая работа приведет к настоящему умению ориентироваться.
Привал окончен. Пошли дальше. Сразу за оврагом с ручейком заметили, что вправо ушла тропа. Ее, конечно, тоже нет на карте. Попросите проводников подумать, куда она может вести. Не высказывайте им сразу своих предположений. Пусть они сами на ходу «пошевелят мозгами».
Затем на коротком участке перелеска обратите внимание ребят на то, что дорога совсем стала заросшей. Здесь по ней не ездят уже несколько лет — высокая трава скрывает старые колеи, кое-где поднялись молодые осинки. А сразу за перелеском следы дороги вообще пропадают. Очевидно, в поле ее когда-то распахали, а теперь по лугу нет уже никаких следов. Что делать? Идти по посевам запрещено, а по лугу с высокой травой — нежелательно. Пусть проводники сами найдут варианты дальнейшего движения: южный — в пойме Колвы и северный — опушками леса. Какой короче, какой надежнее?
Решено использовать южный вариант — идти ближе к руслу реки. И тут вы напоминаете туристам о тропе, что ушла от овражка вправо к реке. И действительно: спустившись вниз, вы находите эту тропу (вдоль реки всегда есть тропы).
Теперь предстоит научить ребят «подрезать» меандры— излучины русла реки. В лесной зоне это особенно сложно, но и здесь, если тропа идет в пойме, а не по высокому коренному берегу, она часто заводит в петли излучин, а потом вдруг плавно разворачивается на 180° — почти назад. Только тут вы видите, что зря сделали петлю, что можно было срезать ее — пройти напрямую. Желательно подняться на верхнюю тропу или идти без тропы, но верхней бровкой долины. При наличии подробной карты можно, следя по ней за каждым поворотом реки, находить нужные моменты удаления от нее — срезки излучин. Наконец, можно выслать вперед на 100—150 м авангардную разведку, которая будет корректировать движение группы, подсказывать ей, когда надо свернуть с тропы, строго следующей всем изгибам русла («рыбацкая» тропа). С ними надо держать визуальную и звуковую связь.
В долинах больших рек, густо поросших древесной и кустарниковой растительностью, где часты старицы, потеря времени и сил из-за их обходов, возвратов из «ловушек» реки может быть очень большой. Здесь из- за многочисленных излучин, стариц, проток и заболоченных участков поймы да еще при отсутствии обзора местности ориентироваться очень сложно. Надо искать верхнюю «рокадную» дорогу (тропу)—она обязательно идет где-то в отдалении от поймы реки.
Совершите увлекательное восхождение на знаменитую прибайкальскую вершину Пик Черского