ТУРИСТСКАЯ ЦЕПОЧКА
На маршруте группа, как правило, должна двигаться цепочкой (в колонну по одному). Конечно, на оживленных улицах города, на больших дорогах можно и нужно идти парами, чтобы группа не очень растягивалась, но каждый должен точно знать свое место в колонне.
Строй, как и единая форма одежды, девиз или эмблема группы, есть элемент ее организованности. Через все это воспитывается чувство коллектива. Но в цепочке есть и практический смысл: во-первых, на сложных участках — тропах и бестропье, а тем более на болоте и бродах —двигаться толпой и неудобно и небезопасно; во-вторых, определить в тот или иной момент, все ли на месте, гораздо сложнее в толпе, чем в строю; в-третьих, каждому участнику легче заметить и проанализировать недостатки в движении впереди идущего, если он постоянно идет за одним и тем же туристом, — так создается цепочка взаимного контроля и помощи.
Но самое главное — в «моральной» цепочке. Дело в том, что физические силы и выносливость участников похода никогда не бывают равными, всегда найдутся два-три человека, которым кажется, что группа идет очень медленно, они рвутся вперед и готовы шагать даже без привалов. Их настойчивые требования угнетающе действуют на тех, кто уже устал или стер ноги и чувствует себя неважно. Между теми и другими возникает перепалка, взаимное недовольство. Если позволить группе идти кто как хочет (и может), участники разделятся на группки, растянутся на несколько сот метров, и группа станет неуправляемой. А это, в свою очередь, вызовет в ней разлад. Такое беспорядочное состояние группы на маршруте не только будет способствовать воспитанию чуждой нашему обществу морали, но и может привести к потере участников в лесу, падению на склоне, срыву похода.
Руководителю никогда не следует идти первым и вести группу. Это должны делать по очереди все туристы — дежурные проводники. На сложных участках руководитель находится в голове колонны (идет вторым или третьим, чтобы организовать правильные решения проводников), а на спокойных участках — в середине или даже в хвосте ее, откуда лучше наблюдать за туристами, их состоянием и поведением на марше. Заместитель, как правило, должен быть в хвосте колонны или рядом с заболевшим туристом.
В цепочке интервал между участниками (при движении по дорогам и тропам по ровной открытой местности) должен быть не менее 1,5—2 м. Ребят надо к этому приучать, так как некоторые имеют привычку двигаться почти уткнувшись носом в рюкзак идущего впереди, что опасно: рюкзак закрывает им обзор, не позволяет вовремя увидеть колдобину, камень, лужу или пень на тропе. Немаловажна и эстетическая сторона дела: когда цепочка ровная, интервалы одинаковые, вид у всех туристов опрятный — это красиво.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ
Всякий туристский поход связан с преодолением естественных препятствий. А нужно ли это? Не лучше ли все эти препятствия обойти стороной?
Некоторые рассуждают так: главное для детей в походе— узнать что-то новое о своей стране, выполнить краеведческие задания, посетить тот или иной экскурсионный объект, а «естественные препятствия» только мешают достижению цели, и их надо по возможности избегать.
Преодоление трудностей, естественных препятствий, временное лишение комфортных условий городской жизни—все это имеет для человека огромное воспитательное значение. И оно велико не только в смысле воспитания физических качеств, закалки и тренировки организма, но и в смысле духовного, нравственного совершенствования молодого характера. Содержанием туристского похода на пик Черского является не только познание окружающего мира, но и познание себя в нем. Нельзя отрывать одну часть его — краеведческую от другой — спортивной. Туристский поход — многоцелевое, комплексное дело, и не следует его обеднять уходом от активного преодоления трудностей и препятствий.
ГЛАВНОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
Руководители специально, с полным сознанием важности и необходимости, должны планировать программу преодоления естественных препятствий в предстоящем походе. При этом надо учитывать два важных момента: во-первых, все включенные в программу похода препятствия должны быть посильными для группы; во-вторых, ребят надо заранее морально и технически готовить к встрече с ними.
В отношении моральной готовности нужно прежде всего популярно объяснить туристы м воспитательное значение встречи с препятствиями, с трудностями и лишениями в походе, разъяснить подлинное значение понятий «мужество», «смелость», «неприхотливость», «выносливость». В дальнейшем необходимо всячески акцентировать победы над препятствиями, создавать в коллективе культ таких побед. В одной туристской группе туристы сами придумали девиз для себя: «Трудно — это для нас хорошо».
К естественным препятствиям нужно прежде всего отнести пространство — длину маршрута в километрах. Преодоление запланированных километров с грузом за плечами, да не по гладкой дорожке, да иной раз в сложных погодных условиях — вот главное естественное препятствие, главное испытание для ребят.
Планируя маршрут, надо учитывать нормы пеших переходов с грузом для учащихся разных возрастов. Если вы начинаете заниматься туризмом с младшими школьниками (IV—VI классы), предварительно выясните степень их морально-волевой готовности к преодолению километров. В этом возрасте можно столкнуться с резко противоположными уровнями выносливости: в силу природных задатков и различных условий физического и духовного воспитания в семье одни дети уже обладают большой выносливостью, упорством и неутомимостью, без труда осиливают приведенные нормативы, но другим и четверть этой нормы может показаться непосильной. Посоветуйтесь с врачом, преподавателем физического воспитания и на первые походы запланируйте длину маршрута несколько меньше нормы. На маршруте внимательно понаблюдайте за состоянием ребят и отметьте себе степень выносливости каждого. Не позволяйте ни себе, ни туристы м подтрунивать над теми, кто раскис на первых же километрах пути, ищите способы подбодрить их, вселить в них веру в свои силы и способности.
Серьезного внимания требует вес рюкзаков. Часто по неопытности или из стремления продемонстрировать свое превосходство мальчики набирают в рюкзак слишком много предметов, в том числе совершенно не нужных в походе, и на первых же километрах пути это сказывается на их способности двигаться. Надо познакомить всех с нормами весовых нагрузок юных туристов и всемерно культивировать в группе умение сделать свой рюкзак как можно легче при полном комплекте необходимого снаряжения.
Совершите увлекательное восхождение на знаменитую прибайкальскую вершину Пик Черского